28
Вс, апр

Цифровизация и не только… Что станет стимулом для развития добровольного страхования в Казахстане

atelier post digital eraО цифровизации и развитии добровольного страхования шла речь на панельной сессии цифрового форума Digital Almaty 2024. Модератором сессии выступил президент ассоциации цифровой трансформации, советник президента Freedom Finance Global Марлен Сихаев.


Сессия по цифровизации страхования прошла в рамках первого дня международного цифрового форума Digital Almaty 2024. Мероприятие уже стало традиционной диалоговой площадкой, где крупные участники казахстанского и зарубежного цифрового рынка обсуждают актуальную цифровую повестку, новые стратегии и тренды в сфере цифровых технологий.
В рамках сессии по страхованию спикеры обсудили вопросы актуализации добровольных видов страхования, для которых нужно создать необходимые условия.

Директор Департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Асель Амирбаева подчеркнула, что рынок стоит на пороге качественных изменений. По ее словам, раньше «много времени уделялось обязательному страхованию. В этом году введен онлайн-сервис страховой выплаты после ДТП Европротокол и теперь выплата происходит за несколько дней».

Как отметила Асель Амирбаева, «сейчас наступает новый этап развития сектора – рынок и регулятор должны уделить внимание сервису выплат». Одним из важнейших драйверов роста рынка теперь являются добровольные страховки. Она отметила, что госсервисы можно использовать для предложения гражданам страхования, а для решения проблемы с кадрами предложила сделать обучающую платформу - например, на базе АО «Фонд гарантирования страховых выплат».

Руководитель Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК по г. Алматы (АЗРК) Нуржан Уранхаев подчеркнул, что основной принцип взаимодействия регулятора и бизнеса – возможность заниматься любой, не запрещенной законом, предпринимательской деятельностью. В качестве примера Нуржан Уранхаев сравнил процедуры выставления счетов коммунальных и страховых услуг. «Услуга печати и обработки счетов квитанций обусловлена работой с большим количеством потребителей, поэтому есть риски злоупотребления, ущемления их прав и т.д. Добровольным страхованием имеет право заниматься любой участник рынка, но нужно учитывать все нюансы - условия должны быть четкими и понятными, чтобы не вводить в заблуждение потребителя и т.д.», - отметил спикер.

Нуржан Уранхаев также обратил внимание на то, что данная работа предполагает взаимодействие с определенными поставщиками услуг на рынке страхования. «Здесь должен быть абсолютно недискриминационный подход, то есть, выбор (поставщика) должен быть прозрачным, не опирающимся на субъективные требования и обстоятельства. Равный доступ к услуге определяет возможность ее реализации, поэтому, в целом, антимонопольный орган полагает, что это новшество достаточно интересное. При этом стоит, конечно, учитывать все риски, которые неизбежно формируются при взаимодействии с таким большим количеством потребителей», - считает он.

Представители бизнеса отметили положительный опыт взаимодействия с госструктурами. Президент ассоциации цифровой трансформации, советник президента Freedom Finance Global Марлен Сихаев подчеркнул, что инициативы, ранее выдвинутые рынком, были услышаны регулятором, внедрены и эффективно работают. «Хочется, чтобы рынок продолжал развиваться и шел к дальнейшей платформенной и микросервисной модели, совершенствуя добровольные виды страхования, делая их более доступными», - отметил он.

Председатель правления АО "СК "Freedom Finance Insurance" Азамат Керимбаев в качестве примера, где требуется взаимодействие государства и компаний, привел страхование от землетрясений. Он объяснил, что страхование от такого вида риска предполагает создание определенного механизма. «Во всех странах данный риск страхуется через государственно-частное партнерство. Государство либо берет риск на себя, покрывая его за счет бюджета, либо покупает перестраховочные программы у мировых лидеров страхования, либо частные страховые компании покупают перестраховочные емкости. Freedom Insurance планирует купить перестрахование от катастрофических рисков на $200-300 млн и предложить этот полис ограниченному кругу лиц», - отметил он. Спикер объяснил, что внедрение такого полиса - глобальный вопрос и его невозможно решить без участия регулятора и правительства. «Мне кажется, что маркетплейсы НАО «Правительство для граждан», ТОО «ИВЦ», АО «Алсеко» являются нео-посредниками страховых компаний. Если посреднические услуги будут цифровизированы, тогда цена страховки будет доступной и ее будет легко купить за счет включения в приложение оплаты услуг. И тогда можно будет говорить о более массовом добровольном страховании для населения, в том числе от землетрясения», - подчеркнул страховщик.

У НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» есть возможность интегрировать предложение добровольного страхования в свои сервисы - об этом рассказал заместитель председателя правления корпорации Шынгыс Оразалинов. По его словам, корпорация предоставляет онлайн около 5 тыс. услуг, и, например, банки охотно интегрируются с платформой корпорации. «Если говорить о добровольном страховании, то есть возможность предоставления автостраховки в момент регистрации автомобиля. Эта идея может реализоваться благодаря в том числе и Европротоколу. При необходимости, ОГПО ВТС может стать первым продуктом, который будет привязан к платформе ЦОН. Реализовать его при всех возможностях можно за 6-8 месяцев», - отметил он. «Правительство для граждан» стало открыто для цифровых бизнес-проектов, поэтому сейчас важно поднимать финансовую грамотность населения», - считает спикер.

Председатель правления АО «Государственное кредитное бюро» Линара Ануарбекова добавила, что добровольное страхование будет массовым тогда, когда понятие страхования прочно войдет в нашу жизнь. «Любой товар, услугу можно будет легко застраховать, когда люди будут уверены, что при страховом случае выплаты будут быстрыми и гарантированными. Все обязательные классы страхования уже имеют большую платформу в качестве рабочей базы для легкого внедрения добровольного страхования. Цифровизация сектора также должна учитывать риски мошенничества, чтобы страховые компании, продающие добровольные продукты, были защищены», - отметила она.