20
Пн, мая

Нашей ЕСБД нет аналогов в СНГ. И мы не стоим на месте

В Казахстане - первой стране в СНГ внедрена система электронного учёта страховой статистики и информации о полисах страхования. Сегодня Единая база страховой статистики (ЕСБД) уже не вызывает удивления. Трудно переоценить возможности, которые предоставляет этот продукт.

Профессиональные участники страхового рынка очень заинтересованы в дальнейшем развитии этого направления.

О перспективах ЕСБД редакции журнала «Рынок страхования» рассказал Виталий ГАРШТЯ, генеральный директор ЧУ «Центр страховой статистики»компании-оператора по ведению ЕСБД.

 - Виталий, мы поистине гордимся тем, что разъяснения получаем от Вас - руководителя компании, создавшей уникальную систему, аналогов которой пока нет во всём СНГ!

Поясните, пожалуйста, какую основную задачу Единая база страховой статистики решает сегодня. Каковы перспективы развития системы электронного учёта страховой статистики и информации о полисах страхования?

 - Основная задача Единой базы страховой статистики на сегодняшний день - сбор учётной информации для расчёта коэффициента бонус-малус и накопление информации о страхователях для противодействия мошенничеству.

В перспективе мы будем развивать технологии по борьбе с мошенничеством, планируем также развивать технологии, позволяющие вести более подробный учёт стоимости ущерба.

В рамках нового направления мы рассматриваем возможность интеграции с одной из действующих автоматизированных систем по оценке восстановительного ремонта, таких как, например, «Аудатэкс», и предоставление дополнительного сервиса для заинтересованных сторон.

 - А какие возможности предоставит новое направление?

- Прежде всего у страховщиков появится унифицированный инструмент для оценки стоимости восстановительного ремонта, основанный на единых стандартах заводов-изготовителей и учитывающий стоимостные характеристики запасных частей и услуг автосервиса в Казахстане. Наличие такого инструмента даст возможность адекватно и профессионально, а главное - единообразно, то есть по одной методике, производить оценку восстановительного ремонта, что устранит разногласия между страховщиками при прямой выплате.

Сейчас страховщики пытаются избежать прямого урегулирования, поскольку этот процесс связан с дополнительными расходами и в случае несогласия с суммой выплаты возникают разногласия между страховщиками. Если на этапе оценки избежать разногласий, то прямое урегулирование реально начнёт работать.

Второй фактор - накопление статистической информации по стоимости возмещения для последующего анализа. А страховщики, насколько мне известно, не ведут развернутого и электронного учёта документации по ущербу, что не даёт возможности качественно оценить и проанализировать структуру страховых выплат по этому классу.

 - В соответствии с принятыми изменениями в законодательстве информационный объём ЕСБД значительно расширяется. Что планируется учитывать с помощью ЕСБД в ближайшей перспективе?

 - С января 2011 года в ЕСБД включается информация по всем классам обязательного страхования, а с января 2012 года мы будем подключать и добровольные виды, в том числе страхование жизни и аннуитеты. В перспективе ЕСБД будет содержать огромный массив информации, который позволит проводить подробный анализ страховой статистики, что немаловажно для разработки адекватных и качественных страховых продуктов. Кроме этого, ЕСБД может стать реальной площадкой для обмена информацией между страховщиками, к примеру для избежания случаев двойных страховых выплат

Кроме того, мы планируем усилить роль ЕСБД в борьбе со страховым мошенничеством. Причём страховое мошенничество будет выявляться не только со стороны страхователей, но и со стороны страховых посредников, представителей контролирующих органов и внутри самих страховых компаний.

 - А какие технологии планируется задействовать для выявления мошенников?

- Пока ни о каких специальных технологиях речи нет. Просто информация о недобросовестных агентах, страхователях и других участниках страхового процесса в виде каких-то чёрных списков будет доступна всем участникам рынка. Причём во избежание чёрного пиара или просто использования этого информационного источника для недобросовестной конкуренции должны быть предусмотрены механизмы объективного рассмотрения степени вины, например с участием омбудсмана.

 - Насколько мне известно, сейчас обсуждается вопрос об интеграции информационной базы Государственной автоинспекции и ЕСБД. Какие преимущества для рынка можно ожидать в этом случае?

- Действительно, этот вопрос сейчас находится в стадии обсуждения, но если всё-таки будет найдено решение по интеграции, то это станет серьёзным шагом к выходу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев на новый уровень. Прежде всего можно будет реально представлять объём незастрахованных автовладельцев и иметь доступ к информации об уклонистах. Опять же оперативная информация о страховом полисе у сотрудников ГАИ позволит выявлять владельцев поддельных полисов. Если учитывать увеличение стоимости полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев, то для мошенников продажа поддельных полисов становится очень привлекательным бизнесом. Кроме того, подобная интеграция может стать первым шагом к электронному полису.


Беседу вела Марина ШИПОВАЛОВА
Источник: Журнал «Рынок страхования»  № 4 (79), Апрель 2011 г.