26
Пт, апр

Полисы - почтой...

Появление в числе страховых агентов, реализующих полисы ОС ГПО ВТС, новых посредников в лице финан­совых организаций - арендаторов ЦОНов, станций техобслуживания и «Казпочты» ставит страховые компании в дополнительную зависимость от агентских сетей. Страховщики всерьёз опасаются нарушения принципа конку­ренции при выборе страховых агентов, которые могут быть допущены на новые торговые точки.

Возвращение «на круги своя»

В начале апреля 2016 года Закон Республики Казахстан от 9 апреля 2016 года № 499-V «О внесении из­менений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам почты» раз­решил продажу полисов ОС ГПО ВТС на станциях техосмотра и в ЦОНах. Но сделал это с одной оговоркой, что продажи производятся «орга­низацией, осуществляющей финан­совые услуги в указанных местах, представляющей агентские услуги

страховых компаний». Иными словами, продавать автополисы в ЦОНах и на станциях техобслужи­вания страховые компании смогут через посредника, работающего на этой территории. По факту таковы­ми могут выступать банки второго уровня и АО «Казпочта».

Разрешению предшествовал период специфических отношений по этому вопросу между страховым рынком и Министерством внутрен­них дел Республики Казахстан. До 2007 года страховые компании имели возможность арендовать

площадки в местах техосмотра, реализуя полисы в местах целевого пребывания своих потребителей. Однако вскоре МВД отказалось от сотрудничества, мотивируя реше­ние излишними хлопотами: стра­ховщики жаловались, что станции техосмотра накручивают дополни­тельную комиссию за право прода­вать полисы на их территории. Чуть позже решение МВД оформили законодательно.

Участники страхового рынка по­ложительно отнеслись к новации: она позволит диверсифицировать каналы продаж. «Безусловно ЦОНы для страховщиков - привлекательный рынок, так как там ежедневно реги­стрируются десятки автомобилей, в том числе новых», - отмечает первый заместитель председателя правления страховой компании «Коммеск-Омiр» Владимир Акентьев.

По статистике, за январь-март этого года в Казахстане зарегистри­ровано 161 674 легковых автомобиля, или на 8,4 % меньше аналогичного периода прошлого года(на 1 апре­ля 2016 года количество легковых автомобилей составило 5823,8 тыс. единиц). Также есть регионы, пока­завшие положительную динамику на фоне общего снижения по областям:

- Жамбылская (+34,8 %),
- Южно-Казахстанская (+31,2 %),
- Алматинская (+27,4 %),
- Мангистауская и Кызыл-Ор- динская (+16 %).

И, следовательно, у страховщи­ков есть перспектива расширяться в регионах, в которых к тому же убыточность по ОС ГПО ВТС от­стаёт от столичных городов в силу меньшего количества ДТП и более низкой стоимости автомашин.

«Сложно сказать, воспользую­тся ли банковские страховые ком­пании новыми возможностями. Пока объём этого рынка про­считать сложно,он только обозна­чился: потребителями выступают лица, оформляющие автомобиль в результате купли-продажи. В среднем по республике ежегодно переоформляется почти 300 тыс. ав­томобилей. Если ЦОНы убедят потребителей, не «привязанных» к конкретным страховым компаниям, что покупать страховые полисы в ЦОНах удобно, объём договоров страхования, заключенных на тер­ритории ЦОНов и станций техниче­ского осмотра, увеличится за счёт клиентов, связанных со сделками оформления транспортного сред­ства», - комментирует ситуацию представитель другой страховой компании.

Страховщики отмечают, что про­дажа полисов ОС ГПО ВТС в ЦОНах через новых посредников особых рисков рынку не несёт. «Сотрудни­чество с ними будет осуществляться на основании договора поручения, как и с другими агентами - юри­дическими лицами», - полагает Владимир Акентьев. Тем не менее эксперт не исключает, что посколь­ку договоры-поручения будут за­ключаться с юридическими лица­ми, то возможен небольшой рост административных расходов, но всё зависит «от стратегии компаний при работе с данными агентами».

Тем не менее законодательные изменения, увеличивающие число посредников в цепочке продаж авто­полисов, откорректируют страховые продажи. Главный вопрос, фигури­рующий в повестке дня, - качество продаж полисов ОС ГПО ВТС, которое с добавлением новых посредников может претерпеть существенные изменения. Ведь все представители финансовых организаций в ЦОНах и на станциях технического осмотра должны будут пройти обучение и сертификацию, как это предусмо­трено законом.

Прежде всего страховой рынок получит дополнительное звено финансовых посредников, что увеличит аквизицию. Это проис­ходит в то время, когда страховой рынок всеми силами пытается уйти от агентской зависимости и повы­шенных расходов на содержание агентских сетей. Для решения этой проблемы разработана «Дорожная карта бизнеса-2020», где в части развития страхового рынка предпо­лагается внедрение современных технологий в страховании. В част­ности дать возможность страховым компаниям заключать договоры по ОС ГПО ВТС в электронном виде. По мнению страховщиков, элек­тронный полис удешевит себестои­мость продаж и поможет бороться с мошенничеством нечистых на руку агентов, продающих липовые полисы обязательного автострахо­вания. Конечно, при условии, что для этого будет выстроена эффек­тивная страховая инфраструктура, отслеживающая выпуск и под­тверждение валидности полисов в бездокументарном виде, а также предприняты дополнительные меры безопасности хождения электронных полисов.

Кроме того, подключение к продажам полисов обязательного автострахования территорий ЦОНов, станций техобслуживания и «Казпочты» может принести страховому рын­ку неприятный сюрприз - появление агентов, которые со временем могут стать монополистами, что не добавляет страховым компани­ям оптимизма. «На самом деле не понятно, на каких условиях и с кем будут заключаться договоры аренды в ЦОНах и на «Казпочте». Не исключено, что заключению до­говоров аренды будет предшество­вать период «смотрин» и выбор одного или двух страховщиков, продукты которых и будут прода­вать посредники в новых точках», - делится опасениями представитель небольшой страховой компании. По его словам, навязывание посред­ника - всегда плохо, поэтому сложно сказать, будут ли ЦОНы территорией лояльных цен на услуги посредников.

«Опыт работы с арендаторами показывает, что бывали частые случаи, когда арендаторы «доили» страховщиков: хочешь присут­ствовать - плати, причём много. Не исключено, что будущие арен­даторы также определятся, кто же заплатит больше, и сделают такую компанию ключевым партнёром: разрешать продавать его полисы, создав монополию одной стра­ховой компании», - сказали ещё в одной страховой компании.

Дорого не значит лучше

Вместе с тем проблема «до­рогих» агентов и качества про­даж ОС ГПО ВТС как никогда актуальна для страхового рынка, так как несёт в себе системные риски. Увеличение расходов на агентов снижает платёжеспособ­ность компаний в рамках данного класса. Особенно на фоне сниже­ния динамики страховых премий по ОС ГПО ВТС и роста выплат из-за девальвации национальной валюты.

Согласно статистике Фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ), средний размер страховой премии по ОС ГПО ВТС упал с 8 622 тг в 2005 году до 6014 тенге в 2015 году. Тогда как средний размер выплат увеличился со 129 842 тенге до 312 950 тенге за аналогичный период.

Сбор премий по ОС ГПО ВТС за первые три месяца 2016 года вырос на 15,2 % (до 11 млрд тенге), тогда как динамика за аналогичный период прошлого года была более впечат­ляющей: 31,4 % (до 9,5 млрд тг), особенно на фоне шоководевальвационного 2014 года - рост 5,7 % (до 7,2 млрд тенге).

По причине роста убыточности по ОС ГПО ВТС вполне закономер­ны вопросы укрепления финан­совой стабильности страхового рынка и устойчивости страховых компаний. Один из вариантов - увеличение отчисления в ФГСВ со стороны страховых компаний, имеющих лицензию на обязатель­ное страхование ОС ГПО ВТС. ФГСВ уже внедрил новую систему оценки рисков страховых компаний на основании таких параметров, как: уровень концентрации гарантиру­емого класса в общем портфеле страховщика, доля страховщика в рыночном портфеле по гарантиру­емому классу страхования, оценка уровня коэффициентов убыточ­ности и коэффициентов расходов. Дифференцированный подход к расчёту ставок взносов позволит наказывать «рисковых» и относи­тельно «ненадёжных» страховщи­ков путём увеличения им ставок взносов и поощрять относительно «надёжных» и «нерисковых» стра­ховщиков путём снижения ставок.

Однако новая методика оценки рисков никак не затрагивала агент­ские комиссии. Хотя этот показатель также заслуживает пристального вни­мания. «Выход банков и «Казпочты» на рынок страхового посредничества от имени юридических лиц нейтрален для рынка, - подчеркивает пред­седатель правления Фонда гаранти­рования страховых выплат Диляра Каракулова. - Другое дело, что на сегодняшний день, по информации страховщиков, агентские комиссии в некоторых регионах превышают зако­ном ограниченный уровень в разме­ре 10 % для физических лиц и 15 % для юридических лиц.

Излишки расходов страховщики переводят в другие статьи. Это ис­кажает отчётность страховых орга­низаций и не делает процесс выплат агентских вознаграждений по обяза­тельным классам прозрачным».

По мнению эксперта, чтобы избежать проблем, нужен новый механизм, который давал бы ком­паниям конкурентные преимуще­ства в работе с агентскими сетями, а рынку в целом и регулятору позволял бы адекватно и прозрач­но оценивать расходы. По мнению г-жи Каракуловой, возможно рассмотрение варианта с отменой существующих агентских ограниче­ний и установления повышающего коэффициента взносов в ФГСВ, который обязывал бы компании, выплачивающие своим агентам высокую комиссию, увеличивать отчисления в ФГСВ. Статистика по­казывает, что убыточность по ОС ГПО ВТС по республике при­ближается к 60 % - с ежегодным ростом на 10 %. Если агентская комиссия превышает 30 - 40 %, страховщик подвергается серьёзно­му риску неплатёжеспособности в рамках класса ОС ГПО ВТС.

Сейчас рынок не владеет информацией, сколько же средств идёт на оплату агентской комис­сии. Внедрение нового меха­низма оценки рисков позволит эти расходы отследить. А также «рублём» наказывать компании, которые фактически за счёт вы­соких агентских комиссий пытаю­тся увеличить долю рынка и тем самым подвергают риску систему гарантирования. Поскольку риски страховщиков Фонд косвенно при­нимает на себя в качестве гаран­тирующей организации по обяза­тельным классам страхования, в том числе по ОС ГПО ВТС, то Фонд заинтересован в уточнении рисков страховщиков и это предложение уже обсуждается с рынком.

 

Источник: Журнал «Рынок Страхования»