28
Чт, март

Международная практика страхования катастрофических рисков Решение для Казахстана

Защита от рисков землетрясе­ний актуальна для многих стран в мире, в том числе и для Казахстана. Основываясь на данных статистики за 2016 год, которая представлена наиболее полно, можно констати­ровать, что убытки от природных катастроф составили 0,06 % миро­вого ВВП в 2016 г. и 2,9 % мировой страховой премии. При этом эконо­мические убытки от землетрясений в 2016 г. составили 43 млрд дол­ларов США и только 9 млрд из них были покрыты за счёт страховых компаний. Такой существенный разрыв в страховой защите обус­ловлен в том числе и тем, что не все­гда понятно, как страховать ката­строфические риски и не всегда зависит от степени развитости той или иной экономики. Уровень стра­хового покрытия катастрофических рисков неоднороден среди как раз­витых, так и развивающихся стран. К примеру, в Италии застраховано от землетрясений около 1 % домов, а в Новой Зеландии - около 95 % домов. В данном случае можно говорить о том, что культура стра­хования в этих странах разная или, скорее всего, коренным образом отличается политика государства в отношении защиты от катастроф и компенсаций пострадавшим граж­данам. Убытки от катастрофических событий, как правило, значитель­ны, и они оказывают влияние не то­лько на экономику стран, но и на рынок страхования имущества. В 2015 году мировой рынок имуще­ственного страхования составил 413 млрд долл., или 25 % страховой премии. Новая Зеландия, в опре­делённом смысле, также является примером развитого имуществен­ного страхования, поскольку доля страхования имущества в страхо­вом портфеле этой страны состав­ляет 42 % и ёмкость этого рынка значительно превышает ёмкость Казахстана, а также таких стран, как Турция и Румыния, где суще­ствуют национальные пулы защиты от катастрофических рисков (см. рисунок 1).

Анализ данных разных стран показывает, что недостаточное страховое покрытие имуществен­ных рисков является одним из важ­ных вопросов. В большей степени такое положение дел обусловлено низкой долей проникновения стра­хования имущества от катастро­фических событий (см. рисунок2). Развивающие страны традиционно демонстрируют низкий уровень проникновения страхования(ниже 1 % от ВВП), а в развитых странах этот показатель может достигать до 5 %. Но это вовсе не говорит о том, что высокий уровень проник­новения страхования в какой-либо стране в целом также свидетель­ствует о высокой доле страхования  имущества от катастрофических ри­сков. К примеру, в Новой Зеландии доля катастрофического страхова­ния составляет 0,22 % от ВВП, а в Мексике и Румынии этот показатель составляет тысячные доли процен­та. По большей части отсутствие культуры страхования от катастроф обусловлено тем, что крупные со­бытия происходят через большие периоды времени и население с годами часто забывает о пережитых последствиях или считает, что если событие уже произошло, то следующее произойдёт не скоро и живёт по принципу «на наш век хватит».

Для примера можно привести город Алматы, который в 1911 году был практически разрушен силь­нейшим землетрясением. На тот момент в городе проживало 40 тыс. человек. На сегодняшний день в Алматы проживает около 1,7 млн человек, город представ­ляет собой крупнейшим мегаполис страны, но страховая защита от катастроф практически отсутствует. В случае наступления катастрофи­ческого события все расходы по восстановлению города лягут на Правительство. По примеру других стран, которые в разное время по­страдали от природных катастроф (землетрясение в Эквадоре на­несло ущерб в размере 4 % ВВП, землетрясение в Новой Зеландии нанесло ущерб в размере 2 % ВВП, см. рисунок3), можно сказать, что экономический ущерб от природ­ных катастроф может затормозить экономическое развитие страны, в некоторых случаях на несколько лет, в течение которых государство будет вынуждено тратить средства для ликвидации последствий катастроф.

Другой фактор, который сто­ит учитывать, - это расходы на страхование. В некоторых странах существует подверженность не од­ному катастрофическому событию (ураганы, штормы, землетрясения). Но если определённая территория часто подвержена какому-то одно­му виду риска, к примеру землетря­сению, то страховая защита может быть довольно дорогой, что будет ограничивать население в покупке страховой защиты (см. рисунок4). Например, в Новой Зеландии еже­годные расходы на страхование составляют около 2 тыс. долларов, а в Казахстане эти расходы состав­ляют менее 50 долларов в год. Эти данные свидетельствуют о том, что расходы по ликвидации катастро­фических событий в Казахстане могут быть в меньшей степени покрыты страхованием, чем, к при­меру, в Новой Зеландии.

Разрыв в страховой защите имущества от катастрофических рисков можно продемонстриро­вать на примере стран, которые в 2016 году пострадали от серьёзных стихийных бедствий (см. рисунок3). Из всех приведённых примеров только в Новой Зеландии экономические убытки от землетрясения были на 60 % покрыты страховы­ми выплатами. Причём в других экономически развитых странах, пострадавших от катастроф, доля убытков, покрытых страхованием, значительно меньше: в Японии - 16 %, в Италии - 3,3 %. На этом фоне Эквадор, пострадавший в результате землетрясения в апреле 2016 г., покрыл свой экономический ущерб от этого события на 12,5 % за счёт страхового возмещения.

Не только страховые технологии являются эффективным средством для финансовой поддержки при ликвидации последствий ката­строф. К примеру, правительство Мексики создало резервный фонд, в который ежегодно направляю­тся средства, предусмотренные для ликвидации последствий катастроф. Используются также и другие технологии, к примеру ката­строфические облигации, которые в случае наступления катастрофи­ческого события могут предоста­вить необходимые средства для восстановления экономики.

Формирование фондов для ликвидации катастроф является государственной задачей, но мно­гие государства заинтересованы в солидарном участии населения и немаловажную роль в этом про­цессе играет уровень финансовой грамотности населения. В 2014 го­ду компания «Standard & Poor's» проводила исследование относи­тельно наличия финансовой куль­туры и финансовой грамотности в разных странах (см. рисунок5). Безусловно показатель финансовой грамотности населения довольно высокий в экономически развитых странах. В Казахстане только 40 % населения обладают необходимой информацией и имеют понимание о тех финансовых и страховых услу­гах, которые доступны на рынке. Но проведённые исследования по­казывают, что даже высокий уровень финансовой грамотности не всегда обеспечивает высокий уровень про­никновения страховых услуг.

В большей степени одновремен­ный рост финансовой грамотности и проникновения страхования даже в развитых странах обеспе-чен уси­лиями государства по внедрению систем вменённого или обязате­льного страхования. На рисунке 6 приведены примеры стран, вне­дривших схемы обязательного страхования от катастрофических рисков. Приведённая информа­ция свидетельствует о развитости рынка страхования от катастроф в отдельных странах именно благо­даря таким институтам.

Примеры реализации систем катастрофического страхования

Страховой пул в Румынии - «PAID». Страховой пул в Румынии основан в 2010 г. после серии ка­тастрофических событий, которые нанесли серьёзный экономический ущерб. Пул является провайде­ром по реализации обязательного имущественного страхования от землетрясений, наводнений и оползней. Максимальная страхо­вая премия составляет 20 евро, максимальная страховая сумма - 20 тыс. евро. Акционерами пула являются 12 страховых компаний, уставный капитал пула - около 4 млн евро, перестраховочная ём­кость пула - 800 млн евро.

Несмотря на введённый обя­зательный характер страхования, за семь лет существования пула только 20 % (8,4 млн) зданий в Румынии покрыто страхованием. Такая динамика покрытия страхо­вание свидетельствует о том, что даже наличие административных штрафов за уклонение от страхова­ния значительным образом не вли­яет на решение населения о по­купке страхования. Но государство через введение этой системы чётко разграничило свои обязательства в отношении недвижимости, по­страдавшей от катастрофических событий.

Роль пула заключается в реали­зации консолидирующей функции и формировании национального страхового портфеля катастрофи­ческих рисков для последующего размещения на международном перестраховочном рынке. Страхов­щики фактически являются агентами пула и за продажу полисов получа­ют вознаграждение в размере 10 %, урегулирование убытков и страхо­вые выплаты осуществляет пул.

Турецкий катастрофический страховой пул - «DASK». Турец­кий катастрофический страховой пул основан в 2000 г. после раз­рушительного землетрясения в районе Мармары и реализует обязательный вид страхования от единственного риска - землетрясе­ния. Страховая премия составляет 19 - 42 долл.в зависимости от зоны по степени риска, в которой рас­положено домостроение. Уровень покрытия домов страхованием составляет 45 %, что также сви­детельствует о низкой активности населения при страховании своего жилища и надежде «на авось».

Спецификой турецкого ката­строфического пула является то, что управление пула осуществляется профессиональной перестрахо­вочной компанией, которая опре­деляется на конкурсной основе и управляет пулом в течение 5 лет. В настоящий момент «Eureko Sigorta» является такой управляю­щей компанией и осуществляет управление деятельностью пула по перестрахованию, урегули­рованию убытков, управлению IT-инфраструктурой. Собственное удержание пула составляет 0,4 млрд долл., уставный капитал - 1,2 млрд долл., перестраховочнаяёмкость пула - 3,3 млрд долл.

«CCR» во Франции. «CCR» ос­нован в 1946 г. и является госуда­рственным перестраховщиком, который предоставляет цедентам, работающим во Франции, покры­тие по перестрахованию природных катастроф и не страхуемых рисков. Основные покрываемые риски: на­воднения, землетрясения, извер­жения вулканов, цунами, снежные лавины. Страховой тариф состав­ляет 12 % от стоимости страхового полиса от пожаров. Для повышения доступности полиса катастрофи­ческого страхования для граждан, страховщики применяют франши­зу (установлена на уровне 380 евро), которая удешевляет страховой про­дукт и повышает ответственность владельца в отношении сохранения застрахованного имущества.

«CCR» входит в рейтинг 25 круп­нейших перестраховщиков мира и покрывает 90 % катастрофических рисков во Франции, но при этом пишет перестрахование и в других странах мира.

Факторы, учитываемые при страховании катастрофи­ческих рисков

Во многом при покупке продук­тов катастрофического страхования население реагирует на цену стра­хования. На рисунке 7приведена информация о страховых тарифах по продуктам катастрофического страхования в разных странах. Как видно из приведённых данных, диапазон довольно широкий. В большинстве случаев ценообра­зование катастрофических страхо­вых программ связано с каким-то стандартным тарифом, который ис­числяется в процентах от основной премии или в процентах от стои­мости застрахованного имущества. Кроме того, есть примеры, когда расчёты тарифа основаны на оцен­ке рисков(различие по территории, виду риска, охвату). Как правило, развивающиеся страны используют стандартные тарифы, а страны, которые имеют хорошую историю и наработанную практику страхо­вания от катастрофических рисков, используют подходы на основе оценки индивидуального риска. Что касается страховой суммы, то для стандартизированных про­грамм применяются определённые ограничения, например в Китае - 150 тыс. юаней, в Румынии - 20 тыс. евро. Всё, что не покры­вается обязательной программой страхования от катастроф, может быть покрыто добровольным стра­хованием.

Но не всегда ценовой фактор является определяющим при покуп­ке страхования от катастроф. К при­меру, в Новой Зеландии ограниче­ние по страховой сумме отсутствует и после событий 2011 года тариф на страхование вырос с 0,09 до 0,15 %, тем не менее это не повлияло на уровень проникновения страхова­ния от катастрофических рисков.

Там, где ценовой фактор являе­тся чувствительным, чтобы снизить стоимость страхования для населе­ния, применяется франшиза, кото­рая в Европе составляет примерно 2-10 % страховой суммы (между 200 евро и 1500 евро). Кроме того, из-за того, что катастрофические события случаются не так часто, востребованность катастрофиче­ского страхования как отдельного продукта очень низкая, поэтому ча­сто можно наблюдать комбиниро­вание страхования от катастрофи­ческих событий с другими видами страхования (например страхова­нием имущества от пожара).

Практика комбинирования в рамках продуктов страхования имущества может быть полезна и для Казахстана, если учесть, что в Казахстане подверженность различным катастрофическим рискам разнится в зависимости от региона. Южные и юго-восточные регионы находятся в сейсмически опасной зоне и подвержены зем­летрясениям, а также оползням и наводнениям в предгорных райо­нах, которые могут быть вызваны 

землетрясением. Если говорить о страхования имущества, то жителю северных районов будет трудно объяснить, почему он должен застраховать свою недви­жимость от тех рисков, которым его регион не подвержен. Но если будет национальная программа по страхованию имущества от рисков, которым подвержены все домостроения (к примеру пожар), то в тарифе можно учесть состав­ляющую и для катастрофических рисков,которые характерны для данного региона (к примеру зем­летрясение на юге, а наводнения на севере страны), как это реали­зовано во Франции.

Сложности при создании механизмов, покрывающих катастрофические риски

Помимо факторов, влияющих на катастрофическое страхова­ние, существуют и сложности при разработке и создании систем или компаний, которые будут покры­вать риски катастроф. Прежде всего основные трудности возни­кают из-за отсутствия взаимодей­ствия между заинтересованными сторонами, такими как государ­ство, страховые компании, произ­водственный сектор и население. Если в результате какого-либо катастрофического события про­исходит повреждение имущества физических лиц или компаний и при этом пострадавшее имущество не было застраховано, то госу­дарство, реализуя свою функцию социальной защиты, вынуждено тратить средства на помощь по­страдавшим гражданам и помо­гать предприятиям.

Также зачастую отсутствие знаний и технологий в области страхования катастрофических рисков является сдерживающим фактором в развитии катастро­фического страхования. Разви­вающиеся страны в этом случае прибегают к помощи междуна­родных организаций, в частности Всемирного банка для получения консультационной помощи, кото­рая направлена на разработку и внедрение программ катастрофи­ческого страхования на локальных рынках.

Отсутствие необходимой финансовой ёмкости для обеспе­чения страховой защитой также является фактором, сдерживаю­щим развитие катастрофического страхования. Низкий уровень капитала локального страхового рынка является реальным препят­ствием для обеспечения необ­ходимой страховой ёмкости для катастрофического страхования, которое, как правило, связано с большими единовременными выплатами. Кроме того, кон­центрация риска возникновения катастроф на определённой (небольшой) территории страны может привести к очень высо­ким страховым тарифам и вос­приниматься населением как неаде-кватная стоимость стра­хования. Ну и если рассмотреть опыт стран, которые не имеют сложившейся страховой культуры и государство гарантирует какую- либо поддержку своим граждан в период наступления катастрофи­ческих событий,то при внедре­нии катастрофического страхо­вания население воспринимает страхование как нагрузку (налог), а не реальную защиту.

Возможности для страхового рынка и экономики страны

Несмотря на серьёзные вызовы, с которым сталкивается катастрофиче­ское страхование, существуют реаль­ные выгоды и возможности. Прежде всего успешное внедрение катастро­фического страхования в развива­ющихся странах может привести к снижению финансовой нагрузки на государство в случае катастрофиче­ского события. Для страхового рынка это влечёт необходимость создания соответствующей законодательной базы и установления соответству­ющего надзора для обеспечения своевременного урегулирования убытков, что повышает качество страхового рынка и его устойчивость.

Создание базы данных с зонами, подверженными катастрофиче­ским событиям, для обеспечения катастрофического страхования позволяет иметь более детальное понимание рисков, возможность их прогнозирования и предотвращения в более быстрые сроки. Внедре­ние продуктов катастрофического страхования способствует росту страховой культуры, пониманию ка­тастрофических рисков и их послед­ствий, при доступности страхового продукта обеспечивает население страховой защитой, создаёт для страхователей понятную и прозрач­ную структуру покрываемых рисков.

Определённые выгоды от вне­дрения катастрофического страхо­вания имеет и страховой рынок в виде увеличения объёмов подпи­санной страховой премии и уровня проникновения страховых услуг, а также появления возможности про­дажи дополнительных страховых продуктов населению.

 

Источник: Журнал «Рынок Страхования»