28
Чт, март

Елена БАХМУТОВА: Не страховки ради, а здоровья для

Будут ли нас лучше лечить после введения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС)? О тонкостях, подводных камнях и деньгах - в эксклюзивном интервью газете “Время” председателя правления Фонда социального медицинского страхования Елены БАХМУТОВОЙ.

- Елена Леонидовна, недавно началась кампания - она продлится до 31 июня - по прикреплению граждан к поликлиникам, связанная с внедрением в нашу жизнь обязательного медстрахования. Люди охотно на это откликнулись?

- Мы еженедельно отслеживаем ситуацию, и могу сказать, что с начала апреля, буквально за неделю, к поликлиникам прикрепилось более 57 тысяч человек. Надеемся, что кампания будет нарастать, люди должны понять, что сейчас очень важно сделать свой выбор и определиться со своим статусом.
На сайте областных управлений здравоохранения есть списки тех медучреждений, которые работают в рамках первичной медико-санитарной помощи. Там, кстати, есть перечень и частных клиник, которые войдут в систему и будут наравне с государственными оказывать медуслуги населению. Люди могут прикрепиться к любой из них - они также участвуют в этой кампании.

- Какой процент частных медклиник, работающих в Казахстане, будет вовлечен в систему ОСМС с 1 января 2018 года?

- По областям эти цифры разнятся, но в среднем около 30 процентов частных медучреждений начнут оказывать услуги в рамках госзаказа. В идеале со временем мы хотим увеличить этот показатель до 50 процентов. Еще одна прикрепительная кампания продлится с 15 августа до 15 ноября. Мы думаем, что к тому моменту станет еще больше частных поликлиник, которые захотят работать в системе ОСМС. Поэтому сейчас так важно сделать свой выбор.
И второй главный момент: сегодня гражданин должен определиться со своим потенциальным статусом в системе ОСМС. Важно понять, кто он: наемный работник, индивидуальный предприниматель, человек, относящийся к категории социально незащищенных слоев населения (всего их 14), либо самозанятый. Все должны понять, что с 1 января 2018 года изменится механизм финансирования здравоохранения и на полный пакет медуслуг, который сейчас предоставляется в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с указанной даты сможет претендовать только тот, кто застрахован.

- Давайте перейдем к практическим вопросам. Вот сегодня человек прикрепился к определенной поликлинике. С 1 января он сможет обслуживаться только в ней?

- Да, до тех пор, пока не начнется следующая кампания по прикреплению к поликлиникам. Только тогда он сможет выбрать другую. Нужно понимать, что такой подход связан с финансированием: та поликлиника, к которой прикреплен гражданин, получает за него средства в рамках подушевого финансирования.

- А в чем тогда смысл нововведения? Ведь принцип подушевого финансирования в нашей медицине уже введен. Где конкуренция, которая должна появиться после внедрения ОСМС и о которой так много говорили? Я застрахована и должна иметь право прийти в любое медучреждение на свое усмотрение и получить помощь...

- Та ситуация, о которой вы говорите, идеальная, и, наверное, нигде в мире она не работает. Человек должен в первую очередь выбрать врача общей практики (ВОП), а он будет направлять пациента к узким специалистам, необязательно в той же поликлинике, к которой прикреплен гражданин - человек сможет выбрать врача и из других клиник, работающих в рамках системы медстрахования.

- Но ведь мы будем привязаны к своим поликлиникам и ВОП - они меня куда-то и к кому-то направят, а не я сама выберу...

- Со временем мы будем совершенствовать эти механизмы, как именно - покажет время. Самое главное для нас, чтобы пациент был удовлетворен качеством оказанных услуг. А схема “деньги идут за пациентом”, о которой вы говорите, будет работать, но с некоторыми изъятиями. Потому что если мы внедрим ее без каких-либо ограничений, то объем финансирования по факту оказания медуслуг может получиться не в пределах 705 миллиардов тенге, которые фонд рассчитывает получить в 2018 году, а в полтора, а то и в два раза больше. И тогда фонд окажется финансово несостоятельным, а этого мы не можем допустить. Фонд обязан контролировать свои возможности и действовать в пределах поступивших взносов.
Конечно, мы будем стремиться к тому, чтобы у пациентов был наи­более широкий выбор, но это не должно подвергать всю систему риску финансовой неустойчивости. Нужно привлечь как можно больше частных организаций. Как только их количество возрастет до уровня, когда появится конкуренция между ними и государственными организациями, качество медобслуживания автоматически повысится. Правда, это улица с двухсторонним движением: частные клиники тоже должны захотеть работать в этой системе. Но на данный момент они ставят некоторые вопросы: по размерам тарифов, по административным барьерам, которые сейчас существуют. Фонд и Минздрав совместно работают над тем, чтобы изменить ситуацию.

- Насколько я знаю, многие частные клиники сейчас повышают цены на свои услуги, чтобы потом, когда будет подсчитываться их средняя стоимость (а это необходимо для их вхождения в систему медстрахования), она оказалась более высокой, чем в данный момент.

- Неважно, частная или государственная клиника, тарифы на услуги будут одинаковыми. Вопрос в том, чтобы эти тарифы были справедливыми и адекватными. Сейчас одни нуждаются в увеличении, другие - в снижении. Важно, чтобы они включали все виды затрат, в том числе и эксплуатацию оборудования, ремонт помещений и т. д., чего нет сейчас: госклиникам деньги на это выделяются из бюджета, а частным - нет. Поэтому вторым не всегда выгодно входить в систему медстрахования и работать по тем тарифам, которые им предлагают.
Я хотела бы особо отметить: цены на услуги не могут быть одномоментно повышены - для этого в фонде, который и будет их оплачивать, нет денег. Но это не значит, что тарифы будут статичными - они должны пересматриваться исходя из потребностей и пациентов, и медорганизаций.

- Вы ожидаете, что в следующем году в фонд поступит порядка 705 миллиардов тенге...

- Да, но пока это примерные цифры, окончательных статистических данных и расчетов по этому поводу еще нет.

- Действительно ли эти деньги нужно будет израсходовать до конца календарного года, в данном случае до конца 2018-го? То есть они не смогут переходить в счет следующего?

- Таких жестких требований в Фонде медицинского страхования не будет. Речь не идет о том, что до 31 декабря каждого календарного года нам нужно будет закрыть бюджет. Вопрос несколько в другом. Мы должны будем за счет собранных средств профинансировать объем медицинской помощи, предоставленной населению. Тех денег, которые мы получим, хватит только на то, чтобы предоставить услуги в 2018 году. По мере того как наполняемость фонда будет расти, вполне возможно, что мы сможем финансировать бoльшие объемы. По нашим расчетам, часть средств, которые мы получим в 2018-2019 годах, отложим на формирование резерва, как предусмотрено законодательством, а все остальные деньги направим на закуп медуслуг.

- То есть сейчас у вас есть уверенность в том, что средств в фонде не окажется меньше, чем необходимо?

- Да, она базируется на наших расчетах. Мы, твердо зная объем средств, которые мы получим, можем планировать объемы оказания медуслуг.

- Застрахованные граждане получат какой-то страховой полис?

- Нет, никаких бумажных носителей не будет. Человеку будет достаточно иметь удостоверение личности, в котором есть ИИН. Начнет работать единая база, доступ к которой будет у всех медорганизаций, работающих в системе, она будет действовать с 1 января 2018 года. Все будет проверяться автоматически, по ИИН.

Какие медуслуги получат застрахованные граждане

- Это амбулаторные медицинские услуги, первая помощь, консультации, стационарное лечение, госпитализация, хирургия, лабораторные услуги, рецептурные препараты. Более детальные списки услуг и лекарственного обеспечения пакета ОСМС будут определены позже соответствующими постановлениями правительства.
- Важно знать, что человек сможет получать медуслуги по ОСМС в течение трех месяцев с даты своего последнего взноса в фонд. По истечении этого срока для возвращения в систему ему нужно будет оплатить взносы за пропущенный период.
- Вместе с тем с 1 января 2018 до 1 января 2020 года будет действовать переходный период, в течение которого при обращении в поликлинику при отсутствии страховки человек сможет обслужиться и получить амбулаторно-поликлиническую, экстренную стационарную помощь. Однако бесплатная плановая стационарная помощь для него будет недоступна - она будет предоставляться только участникам системы ОСМС.

- Елена Леонидовна, есть ли у вас сейчас более-менее точная цифра о количестве самой проблемной для внедрения ОСМС части населения - самозанятых? Одни говорят, что таких людей два миллиона, другие - что все три...

- Пока точной цифры нет, но их количество будет обязательно уточнено. Пока же мы взяли статистику по другим категориям граждан (наемные работники, дети, пенсионеры и т.д.) и пошли от обратного - стали вычитать их количество из общего числа населения страны. И получилось, что категория так называемых самозанятых (мы их называем “иные граждане”) превышает 1,6 млн. человек. Сейчас профильное Министерство труда и соцзащиты населения ведет активную работу по выявлению таких граждан и их возможному трудоустройству.

- Признаться, я очень сомневаюсь, что большинство из них будет платить в Фонд соцмедстрахования с 1 января 2018 года даже установленный минимальный взнос в 1414 тенге...

- Да, таких людей будет мало: по нашим прогнозам, добровольно начнут делать взносы только два процента граждан этой категории. Поэтому мы и оставили для них двухлетний переходный период, в течение которого они должны быть вовлечены в систему ОСМС. Все это время, как мы уже говорили, они смогут получать амбулаторно-поликлиническую и экстренную помощь.

- По вашим расчетам, какое количество самозанятых окажется в системе в 2020 году?

- По нашим оценкам, к 2020 году только 15 процентов таких граждан застрахуют себя, а к 2022-му - 50 процентов. Но мы исходим из того, что за это время эта категория населения уменьшится за счет работы других госпрограмм, и надеемся, что мобилизация этих людей пойдет быстрее.

- Программ по легализации таких граждан множество, только толку от них пока мало. И нет никаких предпосылок к тому, что в ближайшие пару лет что-то кардинально изменится.

- Все равно эффект будет. Есть еще одна программа, которая должна повлиять на ситуацию: всеобщее декларирование, которое вводится с 1 января 2020 года. Тогда появится больше ясности в этом вопросе. Но я согласна с вами: нужно быть реалистами и понимать, что какая-то часть этого населения останется вне системы.

- Получается, что довольно большая группа граждан не будет вовлечена в систему ОСМС. Не окажутся ли они бомбой замедленного действия, которая может вызвать социальный взрыв?

- Сейчас эта категория граждан составляет десять процентов от населения страны. Да, это много, вы правы. Поэтому, чтобы не было социальных взрывов, мы и предусмотрели переходный период. К тому же до начала работы системы есть еще восемь месяцев, за это время мы надеемся выявить таких людей и будем стараться охватить системой медстрахования.

- И все же давайте конкретно: что будет с этими незастрахованными людьми после 1 января 2020 года, если они вдруг заболеют? У человека ОРВИ, он пришел в поликлинику, а его не принимают...

- Наверное, ему нужно будет заплатить минимальный взнос, который сейчас равен 1414 тенге, и прийти к врачу поликлиники, находящейся в системе ОСМС. Либо пойти к платному специалисту. Сегодня же эти люди как-то живут.
Хорошо, я приведу такой пример. У вас есть мобильный телефон, на балансе кончились деньги, и вы не можете позвонить. Что вы сделаете? Найдете терминал и пополните счет. К этому же все привыкли. Или вот у нас есть страхование ответственности владельцев транспортных средств. Никто же с этим не спорит. Точно так же наше население должно понять, что нужно делать взносы в фонд ОСМС. Я думаю, что к 2020 году не будет таких людей, которые по каким-то причинам не будут об этом знать. Но если вдруг такие люди все-таки появятся, хотя это будет очень странно, у них будет возможность пойти в ближайшее отделение банка или “Казпочты” и оплатить взносы. Если поступит хотя бы одна страховая премия, он тут же получит право на медпомощь в рамках ОСМС.

- Это очень важный момент: человек может заплатить всего один раз или же он должен будет вернуть долг и за предыдущий период?

- Формально он будет считаться застрахованным лицом уже после одной проплаты, но это не снимает с него ответственности по оплате своей задолженности.
Хочу подчеркнуть, что в данном случае мы говорим только о самозанятых. Для них не предусмотрены какие-то административные механизмы воздействия, комитет госдоходов не будет налагать на них никаких санкций. Для них даже не предусмотрена пеня в случае просрочки платежей. В идеале они должны будут оплатить страховую премию в размере пяти процентов от суммы минимальной зарплаты (МЗП) за истекший период, но не более чем за 12 месяцев.

Для работодателей и индивидуальных предпринимателей (ИП) другие условия. Администрированием их платежей как раз таки будет заниматься комитет госдоходов. Он будет иметь право начислять пеню, налагать на злостных неплательщиков штрафы (в первый раз ограничиваясь только предупреждением): на субъекты малого предпринимательства - 20 процентов, среднего - 30 процентов, крупного предпринимательства - 50 процентов от суммы неуплаченных взносов на обязательное медстрахование. С их счетов могут изымать деньги даже без их согласия, вплоть до приостановки расходных операций по счетам. Это стандартные нормы, которые действуют и по пенсионным отчислениям.

Но повторю: по отношению к самозанятым такие меры воздействия не предусмотрены, они сами постепенно должны вовлекаться в систему медстрахования и становиться застрахованными по убеждению, так скажем.

- То есть оснований для будущих проблем вы не видите?

- Наша задача - предотвратить проблемы. А социальные взрывы могут быть в разных местах, иногда там, где их никто не ждет. Как, к примеру, получилось с временной регистрацией населения. Наша задача сейчас не повторить ошибок, которые уже были сделаны. Чтобы минимизировать возможные негативные последствия, мы загодя начали информационно-разъяснительную работу. Людям объясняют: пожалуйста, застрахуйтесь, это в ваших интересах.

- Тогда здесь присутствует элемент социальной несправедливости. Я и так честно отчисляю налоги, за меня платит работодатель, и я буду делать большие взносы, чем самозанятый. И при этом к моему работодателю могут применить санкции, а с самозанятыми, судя по всему, собираемся нянчиться...

- Самозанятые - это та категория населения, которая не платит налоги. Но эти люди ходят в поликлиники, их дети учатся в школе, они так же, как и все остальные, пользуются дорогами... Это сегодняшняя ситуация. Просто раньше ее было не принято обсуждать, хотя и появилась она намного раньше внедрения медстрахования. Наверное, с такими людьми нужно работать и вовлекать их в экономический оборот, чтобы они имели возможность легализоваться. Просто в связи с началом работы ОСМС эти проблемы стали более очевидными, но это не значит, что их не было раньше.
Но очень важно донести до людей такую мысль: никто в нашей стране не останется без экстренной медпомощи. В таких случаях человек сможет получить гарантированный объем бесплатной медицинской помощи: неотложная помощь, лечение социально значимых заболеваний (онкология, туберкулез, психиатрия), транспортировка больного, нуждающегося в экстренной госпитализации. Но коли мы говорим о страховой медицине, то нужно понимать: чтобы получить доступ ко всему пакету медуслуг, предусмотренных для застрахованных, придется платить взносы в фонд.

- И все-таки получается, что работающие граждане будут тащить на себе всех остальных.

- Давайте, чтобы не быть голословными, будем оперировать цифрами. Неактивное население (самозанятые) в 2018 году должно будет платить 1414 тенге в месяц, ИП - 2828 тенге, работодатели - в среднем 2281,6 тенге за каждого сотрудника. А вот сколько будет отчислять государство за каждого гражданина из 14 льготных категорий (в стране в общей сложности таких почти 10,2 млн. человек) - это 5029 тенге в месяц. Вот так распределяется реальная нагрузка.
Сейчас идут разговоры о том, что бизнес якобы уйдет в тень. Давайте предметно рассмотрим, какой будет нагрузка на него. В 2015 году фонд оплаты труда составил в нашей стране 5 трлн. 244,4 млрд. тенге. Так вот из наших расчетов получается, что работодатель и ИП заплатят в Фонд медстрахования 0,41 процента от фонда оплаты труда 2015 года. Я думаю, что это не тот порядок цифр, который будет подталкивать бизнес уходить в тень. Именно для того, чтобы это не произошло, и были в свое время снижены ставки взносов в Фонд медстрахования.

- Некоторые считают, что лучше было бы, если бы система была индивидуальной и каждый платил за те услуги, на которые накопил.

- Но ведь речь идет и о том, что человеку могут понадобиться операции, которые стоят 2-3 млн. тенге! Вряд ли кто-то сможет в ближайшее время накопить такую сумму на индивидуальном счете. Поэтому страховой пакет единый, он не зависит от вашего статуса и той суммы взносов, которые вы перечисляете. Все имеют право на один и тот же пакет медпомощи.

- Как вы думаете, общество в целом готово к этим нововведениям?

- Мне кажется, что люди стали более предметно заботиться о своем здоровье, а система медстрахования позволит сконцентрироваться на этом вопросе. В странах Восточной Европы, в которых система существует более 20 лет, охват граждан свыше 95 процентов. У нас на 1 января 2018 года этот показатель будет составлять порядка 90 процентов, и это хороший показатель. Фонд будет стремиться к максимальному охвату

 

Источник: Газета «Время»