23
Вт, апр

Остапу Бендеру такое не снилось, или Как я пыталась получить возмещение от страховой компании за поврежденный в ДТП автомобиль

Недавно мне «повезло» оказаться, как говорят, не в том месте и не в тот час. Банальная история с ДТП, где виновный в аварии скрылся с места происшествия. И дело даже не в том, что сама ситуация крайне неприятна – пришлось отложить все заранее запланированные дела и в течение трех часов дожидаться сотрудников УДП, а в итоге выяснить, что, если не удалось запомнить номер скрывшегося автомобиля, найти его фактически невозможно. Самым обидным моментом оказалась невозможность получить страховку.

 

На страховку не надейся

Суть в том, что, даже если вы являетесь обладателем обязательного вида страхования, рассчитывать на помощь со стороны вашего страхового агентства вы не можете, так как обязательное страхование предусматривает выплаты лишь в том случае, если виновник ДТП известен и в свою очередь сообщил о произошедшем в свое страховое агентство. Только тогда вы можете хоть на что-то надеяться.

В договорах и на сайтах страховых компаний, действующих на территории страны, прописано, что обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО) не защищает ваш автомобиль, но зато якобы гарантирует возмещение ущерба человеку, которому вы причинили вред жизни, здоровью и/или имуществу.

Но что делать, если виновник ДТП попросту сбежал? Результат известен заранее – потуже затянуть поясок и выложить из кармана определенную сумму на ремонт своего автомобиля, втайне уповая на то, что сотрудникам из отдела розыска УДП все же удастся обнаружить вашего обидчика.

Но даже если известны имена и фамилии всех участников ДТП, надеяться на страховщиков не приходится, поскольку они с самого начала загружают своих клиентов сбором такой кипы необходимых документов, что в итоге проще отказаться и от заявления в полицию, и от их «услуг».

Для тех, кто намерен проявлять упорство, возможно, будет небезынтересно узнать, что до обращения по выплате в страховое агентство необходимо собрать следующий пакет документов:

1.уведомление о произошедшем событии;

2.оригинал страхового полиса ОГПО авто;

3.копии удостоверения личности и РНН владельца транспортного средства;

4.копию водительского удостоверения управлявшего транспортным средством в момент ДТП;

5.копию свидетельства техпаспорта, документы от УДП, ЧС, РУВД и иных органов, в зависимости от произошедшего страхового случая, заверенные официальной печатью;

6.постановление административного суда.

И это еще не все! Необходимо обязательное прохождение медицинской экспертизы на предмет наличия в вашей крови алкоголя в момент ДТП. Причем далеко не факт, что ваша кровь будет девственно чиста от алкоголя. Бдительные медики, стоящие на страже интересов страховых компаний, могут запросто обнаружить следы «неприемлемых» продуктов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это могут быть и отголоски выпитого два-три дня назад бокала вина, и даже принятого накануне вечером спиртосодержащего лекарства.

 

Сюрпризы от оценщиков

Но если медэкспертиза все же подтвердила вашу абсолютную трезвость, это совсем не значит, что ваши хождения по кабинетам подошли к концу. Страховые компании просто так не сдаются! Следующим этапом ваших приключений станет посещение оценочной компании, где вас ждут сюрпризы один за другим. Причем такие, что невольно задаешься вопросом: в каком году такие цены были?!

Так, восстановление смятого в гармошку бампера своим «наметанным» глазом оценщик определяет в 7 тысяч тенге. Столько же, по его уверениям, стоит замена вдребезги разбитой передней фары. Тогда как цены за ремонт бампера у автомобильных «костоправов» начинаются с 20 тысяч, а фару-дубликат дешевле, чем за 25 тысяч, вам не продадут даже на авторазборе, поскольку «родная» новая стоит 45.

Здесь, кстати, стоит заметить, что все вышеперечисленные хождения возможны лишь в том случае, если вам все же удалось дождаться аварийного комиссара. Но, как показывает практика, большинство страховых компаний не особо обременяют себя даже такими формальными обязательствами. Вся их бурная деятельность сводится лишь к тому, чтобы набрать как можно больше клиентов, готовых отдать именно им свои кровные за полис обязательного страхования и какую-нибудь безделушку типа автомобильного коврика для сотового телефона.

И такой «бизнес» в буквальном смысле процветает. Ведь инспекторы дорожной полиции очень часто вместе с водительским удостоверением и техпаспортом требуют показать и страховой полис обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств. Его отсутствие неизменно означает штрафные санкции, а значит, хочешь не хочешь, но полис должен иметь.

 

Полмиллиарда за красивые глаза?

Между тем речь идет об огромных деньгах, которые в добровольно-принудительном порядке уходят неизвестно кому и куда. Вдумайтесь, ежегодно каждый владелец автомобиля выплачивает в целом абсолютно безответственным страховым компаниям сумму от 14 до 20 тысяч тенге!

Нетрудно подсчитать, что при наличии в Казахстане около 4 миллионов автомобилей каждый год на счет страховщиков только по линии ОГПО фактически за красивые глаза в среднем падает 68 миллиадров тенге, или почти $454 миллиона.

Тут уж невольно заподозришь, что страховка ОГПО на самом деле является своеобразным государственным налогом «на безбедное существование» властей предержащих. Отчего такие подозрения возникают? Да все просто! Посмотрите внимательно, какие структуры стоят за так называемыми ведущими страховыми компаниями, и все встанет на свои места.

Неудивительно, что вместе с вопросом: «За что я плачу большие деньги, если от страховки нет никакого толка?», все больше владельцев автомашин попросту «забывают» дорогу во всевозможные «иншурансы». И, видимо, правильно делают! Поскольку, как показывает мой личный опыт, равно как и опыт моих друзей и знакомых, надежды на помощь с их стороны нет никакой.

Все равно чаще всего при ДТП водители договариваются между собой. Без помощи страховых компаний. Опять же без участия страховщиков приходится восстанавливать свое авто и в случае, когда какой-нибудь «прыщавый удод» сбежал с места аварии.

Кстати, интересно, что скажут страховые компании, а вместе с ними и государственные структуры, если в один прекрасный день владельцы авто вдруг откажутся оплачивать налог на воздух? Вообще, быть может, всем нам стоит подумать на эту тему?

 

Мадия Торебаева, газета «Республика»