23
Вт, апр

Нестраховой случай

Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) – уже вторая (после Земельного Кодекса) за последний год реформа, которую государство вынуждено отыгрывать назад. Это серьёзный сигнал о серьезных дисфункциях госаппарата. Впрочем, в истории с отложенным медстрахованием есть и другие подтверждением, что пациент болен.

Доктор Айболит

На открытии парламентской сессии президент Назарбаев неожиданно обратился к вопросу реформы здравоохранения. Оговорившись, что «наверное, будем переходить (к ОСМС – примеч.). Это прогрессивно, я не против», он указал на недоработанность реформы. В частности, Нурсултан Назарбаев обозначил проблему самозанятых. Подытоживая блок по ОСМС, он призвал в очередной раз не спотыкаться, предложил разобрать тонкие места реформы и только после этого вернуться к реализации ОСМС. Фактически же реформа здравоохранения была приостановлена. Однако по дальнейшей тактике действий глава государства оставил вопрос открытым. Поэтому основные акторы дискуссии по ОСМС, коими выступают Национальная палата предпринимателей и Министерство здравоохранения, развернули публичный батл, споря о том, на какой период отложить реформу и продолжать ли бизнесу производить медицинские отчисления.

«Не ходите дети в Африку гулять…»

Сейчас сложно предугадать, чем закончится спор между профильным министерством и НПП, но аппаратное поражение Елжана Биртанова уже бесспорно.  Первый свой серьезный промах он допустил, неубедительно выступив на дебатах с экономистом Рахимом Ошакбаевым. Возможно, министр Биртанов посчитал, что раз реформа уже запущена, то он ничем не рискует. Но ввязавшись в дискуссию и выведя ее в общенациональный формат, он не смог провести общественную защиту и в итоге сам создал условия для того, чтобы медстрахование было отыграно назад. Свою роль в слабом аппаратном продвижении реформы сыграло и то, что с отставкой Имангали Тасмагамбетова была упразднена позиция вице-премьера, курирующего социальный блок. Соответственно министерство здравоохранения осталось без «паровоза». Более того, министр усугубил свое положение, персонализировав реформу, замкнув ее на себе. В итоге, он фактически остался без союзников в госаппарате, поскольку разделять ответственность за его личную партию, которая была заведомо проигрышной, никто не хочет. Поэтому дискуссия по ОСМС сегодня напоминает противостояние между профильным министерством и Национальной палатой предпринимателей. Хотя многие понимают, что самозанятые – это системная проблема, которую никак невозможно обойти, и тем более решить ни к 2019 году, ни к 2020 году.

«В Африке акулы …»

А вот Национальная палата предпринимателей, наоборот, демонстрирует аппаратную тяжеловесность. Перевод ОСМС на паузу – для НПП это фактически уже вторая схватка, которую Палата взяла у госаппарата. А вместе с этим приходит понимание о состоятельности этой структуры как альтернативного центра. Напомним, в 2015 году между прежним руководством Национального банка и Палатой развернулась широкая публичная дискуссия по вопросу валютно-денежной политики. В итоге – девальвация, на которой, собственно говоря, и настаивала НПП, была проведена, а Кайрат Келимбетов ушел в отставку. Этот опыт наталкивает наблюдателей на справедливый вопрос – повторит ли министр Биртанов келимбетовский пирует? 

«Я тебя породил, я тебя и убью»

Дебаты Биртанов-Ошакбаев вызвали большую надежду на укоренение в казахстанской практике инструментов публичной политики. Не случайно позже последовала серия вызовов – на словесную дуэль вызывался министр образования и науки Ерлан Сагадиев, аким Астаны Асет Исекешев, опять-таки министр здравоохранения Биртанов. Но неудачный опыт Биртанова надолго отобьет у чиновников выходить к общественной трибуне. 

 

Источник: Sayasat.org