23
Вт, апр

Нацбанк теснит частных страховщиков на рынке, но наступает на грабли

Национальный банк Казахстана настойчиво расширяет государственную монополию на финансовом рынке — вопреки курсу руководства страны на снижение доли государства в экономике. При этом у профессиональных участников рынка и их многочисленных клиентов возникают проблемы.

Взять бесплатно – это по-нашему!

В начале июля на сайте ключевой для страхового рынка частной компании ТОО «Актуарное статистическое бюро» (АСБ) появилось грустное объявление:

«Уважаемые пользователи! Доводим до Вашего сведения, что в соответствии с п.3 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 27.04.2015 г. № 311-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования» с 01.07.2017 года организацией по формированию и ведению Единой страховой базы данных (далее – ЕСБД) будет являться АО «Государственное кредитное бюро». По всем вопросам необходимо обращаться в АО «Государственное кредитное бюро»».

Далее следовали контакты ГКБ, являющегося одной из многочисленных «дочек» Нацбанка со статусом специализированной некоммерческой организации.

Уже из названия упомянутой выше базы данных – ЕСБД – легко понять, какую важную и безальтернативную роль она играет для страхового рынка. Более того, ЕСБД не имела аналогов на страховом рынке СНГ, позволив значительно повысить уровень охвата автовладельцев обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности и исключить мошеннические схемы в этой сфере, основанные на страховании задним числом. А затем в ЕСБД вошли все обязательные классы страхования и добровольные личные классы страхования.

Своим лидерством в этой сфере страховой деятельности наша страна обязана в конечном итоге «частнику» в лице АСБ, так как именно за счет этой компании был полностью сформирован уставный капитал некоммерческого АО «Единая страховая базовая данных», созданного в июне 2012 года после вступления в силу поправок в законодательстве. «Частник» внес в капитал АО программное обеспечение, которым располагал на тот момент, без чего эта новорожденная компания просто не смогла бы функционировать. Примечательно, что в соответствии с тогдашними изменениями в законодательстве Нацбанку автоматически отводилась доля участия в АО ЕСБД не менее 25%, но непонятно, за что именно!

И вот пять лет спустя выяснилось, что государство просто готовилось к окончательному отъему бизнеса у «частника». Для этого Нацбанком были проведены через правительство поправки в законодательство о страховании, согласно которым с 1 июля нынешнего года АСБ обязана безвозмездно передать ЕСБД в распоряжение ГКБ, то есть в конечном счете в разветвленное хозяйство центрального банка! Правда, по неофициальным данным, ГКБ обещала заплатить АСБ за программное обеспечение (за которое уже один раз оплатило другой компании).

Поспешишь – людей насмешишь

Но то, что просто выглядело на бумаге в сценарии, расписанном Нацбанком, на практике оказалось делом непростым — ведь страховым компаниям в кратчайшие сроки нужно было переключить свои информационные системы с АСБ на ГКБ, чтобы их бизнес мог продолжаться без ущерба для клиентов и без санкций со стороны регулятора. В июне в тревожный набат забила Ассоциация страховщиков Казахстана, обратившаяся в Нацбанк (персонально к зампреду Смолякову и директору департамента страхового надзора Курманову) от имени участников рынка, встревоженных серьезными проблемами при тестировании и интеграции их информационных систем с ЕАИС ЕСБД ГКБ.

В числе высказанных претензий страховщиками:

  • ежедневное изменение ГКБ без предупреждения бизнес-правил, по которым осуществляется интеграция информационных систем,
  • долгая подготовка ответов со стороны ГКБ на вопросы по интеграции и тестированию базы данных,
  • недопустимо длительный срок передачи информации о договорах в ЕАИС ЕСБД ГКБ (передача 100 договоров может происходить более часа!) и другие.

Более того, участников рынка напрягло то обстоятельство, что к началу лета они не располагали сведениями о получении ГКБ акта ввода системы управления базы данных в эксплуатацию, без чего по закону о страховой деятельности такая деятельность не может осуществляться!

Резюме участников «тайной вечери» страховщиков, собравшихся в конце мая на свое совещание, было весьма тревожно. Налицо высокие риски, что в установленные законодательством сроки ГКБ не сможет выполнить установленные требования в части автоматического расчета страховой премии по договорам обязательного страхования и выдачи уникального номера для договоров. Проще говоря, деятельность страхового рынка оказалась под угрозой ступора!

Примечательно, что на официальном сайте АО «Государственное кредитное бюро» при заходе в его рубрику «Преимущество работы с ГКБ» появляется сообщение:

«Извините, на данный момент содержание страницы находится на редактировании»!

Более того, на сайте отсутствует финансовая отчетность этого АО, нет данных на эту тему и в годовом отчете Нацбанка, и в его аудированной консолидированной отчетности. А эта закрытость в свою очередь дает повод верить неофициальным сведениям об убыточности ГКБ и необходимости поддерживать убыточную деятельность «дочки» за счет массированных вливаний регулятора, неподконтрольного ни парламенту, ни Счетному комитету. Заметим также, что из годовых отчетов Нацбанка в последнее время исчезли сведения о финансовых результатах деятельности его дочерних организаций, публиковавшиеся ранее

Замкнутый круг с подачи Нацбанка

Справедливости ради отметим, что на совещании выступала и представитель руководства ГКБ Лилия Плотникова в ранге зампредседателя правления этого АО. В ответ на обвинения страховщиков, что все проблемы поднимались не раз на предыдущих заседаниях, проводившихся на площадке ГКБ, но ни одного согласованного протокола, подписанного всеми участниками, так и не было получено, г-жа Плотникова сослалась на большое количество подписантов, из-за чего протокол предыдущей встречи на бумажном носителе и не был подписан. При этом, с ее слов, этот документ был разослан по электронной почте всем ее участникам и может быть ими использован. Не стала она спорить со страховщиками и по поводу высказанной ими озабоченности серьезными проблемами в интеграции программного обеспечения ЕСБД ГКБ.

Более того, г-жа Плотникова ясно пояснила, что у ГКБ просто нет ресурсов, чтобы решить все возникшие проблемы. Она также признала высокие риски того, что с 1 июля ЕСБД ГКБ не сможет заработать надлежащим образом. В ответ встревоженные страховщики констатировали, что в случае не продления договора с АСБ, чего требует закон, они не смогут правильно рассчитывать страховые премии для своих клиентов по гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. А в таком случае Нацбанк, владеющий ГКБ, обязан применять санкции к страховщикам! В общем, получился замкнутый круг, разумным выходом из которого представляется перенос сроков начала деятельности ЕСБД ГКБ с предоставлением страховщикам права продлить договоры с АСБ или заключить новые.

Затем к решению этой проблемы подключилась Ассоциация финансистов Казахстана, где также рассматривалась ситуация с передачей ЕСБД от АСБ в ГКБ. В качестве соломонова решения участникам рынка было объявлено, что ГКБ будет использовать не собственное программное обеспечение (по неофициальным сведениям разработанное другой «дочкой» Нацбанка – компанией БСБ), а уже существующие и привычные им ресурсы АСБ, что сэкономит их затраты на перенастройку своего софта. На естественный вопрос о том, зачем вообще в таком случае нужно ГКБ, в АФК по понятным причинам отвечать не стали.

Подвешенным остался и вопрос о том, что Нацбанк не должен наказывать страховщиков из-за накладок в работе ЕСБД под крышей ГКБ. Кстати, по совпадению в последнее время регулятор агрессивно «зачищает» страховой сектор. Так, только в июле сроком на три месяца было приостановлено действие лицензии на право осуществления страховой (перестраховочной) деятельности по обязательным видам страхования компании Amanat, после чего последовало отстранение от выполнения служебных обязанностей ее главного бухгалтера с отзывом согласия на назначение. Аналогичной каре подвергся главбух компании Kompetenz. Кроме того, суд вынес приговор по уголовному делу в отношении бывших топ-менеджеров компании Amanat Insurance (так называлась ранее Amanat), занимавшихся подлогом документов для получения компенсационных выплат.

В заключение напомним читателям, что в конце 2016 года в статье «Нацбанк расширяет госмонополию и вредит рейтингу Казахстана» рассказывалось о неблаговидной роли, доставшейся ГКБ по воле Нацбанка в процессе согласования соглашения о передаче данных кредитных историй между странами-участницами Евразийского экономического союза. Тогда российские СМИ обвинили Казахстан в умышленном затягивании этого процесса а без такого соглашения граждане стран-участниц ЕАЭС не смогут получать кредиты на всей территории этого интеграционного образования.

Теперь же, судя по ситуации вокруг передачи ЕСБД в распоряжение все той же «дочки» Нацбанка, наша страна рискует быть обвиненной еще и в создании барьеров на пути единого страхового рынка ЕАЭС

А отечественным страховщикам, да и всему отечественному бизнесу, остается лишь констатировать, что некогда считавшийся лучшим среди центральных банков стран СНГ наш Нацбанк в очередной раз «наступает на те же грабли», отбирая интеллектуальную собственность и рабочие места у частного сектора. При этом фактическая экспроприация частного бизнеса закрепляется на законодательном уровне вопреки известным установкам руководства стран по сокращению доли государства в экономике. Одновременно Нацбанком для своих «дочек» выделяются огромные средства на разработки, которые на практике не соответствуют требованиям бизнеса и его клиентов.

Но жизнь неумолимо расставляет все по местам, в итоге «дочкам» Нацбанка приходится идти к «частнику», чтобы он помог решить свалившиеся на них проблемы по воле «мамы»

Причем в ситуации с ГКБ эта история повторяется дважды – если в страховом бизнесе этой «дочке» приходится теперь сотрудничать с АСБ, формально вытолкнутой из него, то на рынке кредитных историй она сосуществует с частным «Первым кредитным бюро»! В чем тогда заключаются рыночные роль и функции таких «дочек» Нацбанка, вопрос, как говорится, риторический, — ведь, по сути, они выступают в роли своеобразных прокладок между субъектами финансового рынка, без которых он и так прекрасно существовал.

 

Источник: 365info.kz