28
Чт, март

Страхование вошло в ТОП-5 отраслей бизнеса, которые могут пострадать от диджитализации и новых технологий

В 2016 году техностартапы и компании, работающие по принципу «экономики совместного потребления», продолжили разрушать традиционные отрасли. Так, Uber и другие подобные сервисы совершили переворот на рынке такси, а сервис аренды жилья в путешествиях Airbnb предлагает неисчислимое множество альтернатив привычному размещению в гостиницах.

Какие же отрасли следующими пострадают от дальнейшего развития цифровых технологий и автоматизации? В издании Financial Times, попытались взглянуть в будущее на 5–10 лет вперед и определили список из 5 отраслей бизнеса, который могут исчезнуть или сильно сократиться в размерах, пишут Ведомости.

Онлайн-агрегаторы и платформы для организации путешествий

Онлайн-агрегаторы и платформы для организации путешествий

Крупнейшие туроператоры считают конечной целью трансформацию бизнеса: меньше зависеть от продажи пакетных туров, больше – от владения и управления отелями и круизными судами.

Изменения в туркомпаниях отражают тренд, наметившийся во всей отрасли. Количество традиционных турагентств, обслуживающих клиентов в офисах, сокращается уже несколько лет: путешественникам удобнее бронировать поездки самостоятельно через онлайн-платформы, такие как Expedia.

По данным статистического управления министерства труда США, количество турагентов в стране сократилось со 132 тыс. в 1990 г. до 74 тыс. в 2014 г. Ведомство прогнозирует, что к 2024 г. их число упадет еще на 12%.

Однако аналитики считают, что турагентства не исчезнут полностью, но им необходимо меняться. Выживут только истинные эксперты, к которым будут обращаться для организации особенных путешествий – например, медового месяца, запоминающегося семейного отдыха или сложного путешествия типа сафари.

Они найдут свою нишу и будут использовать цифровые технологии, чтобы клиенты узнали о них, а также для осуществления бронирований. Вопрос для турагентств заключается в том, нужны ли им розничные точки продаж.

Некоторые клиенты до сих пор предпочитают личный контакт с агентом.

Так, исследование Ассоциации британских туристических агентов (ABTA) показало, что подавляющее большинство путешественников совершают бронирование онлайн. При этом число людей, обращающихся для этого в офис, немного выросло в период с октября 2015 г. по октябрь 2016 г. и достигло 19% против 17% годом ранее.

Данные ABTA предполагают, что к агентам чаще обращаются наиболее состоятельные клиенты – представители 4% британцев с самыми высокими доходами. Среди этой группы бронирования путешествий через агентства совершают 35%. Охотники за низкими ценами в поисках выгодных предложений скорее отправятся в интернет, чем в офис турагента.

Беспилотные автомобили

Беспилотные автомобили

С приходом беспилотных автомобилей, эксперты планируют, что на дорогах станет меньше машин и меньше ДТП с их участием.

По данным совместного исследования Morgan Stanley и Boston Consulting Group, рынок автострахования ежегодно приносит крупнейшим страховщикам примерно $260 млрд. страховых премий и $17 млрд. прибыли. По их оценкам, рыночная стоимость отрасли автострахования составляет примерно $200 млрд.

Новые технологии ставят под угрозу существование значительной части этого рынка.

Во-первых, сокращение количества автомобилей и числа аварий снижает спрос на страхование. В развитых странах объем рынка страхования может сократиться более чем на 80% к 2040 году.

Во-вторых, автострахование будут покупать не индивидуальные потребители, а компании, например, автопроизводители. Технологические компании лучше умеют собирать и обрабатывать данные, поэтому могут занять более сильные позиции на рынке продажи страховых полисов, чем собственно страховщики.

Страховые компании утверждают, что в краткосрочной перспективе развитие технологий ведет к удорожанию полисов: ремонт после аварии современного, начиненного электроникой автомобиля обходится дороже, чем более старых и простых моделей.

Аналитики считают, что развитие технологий предоставит страховщикам и новые возможности. Будут новые риски, требующие страхования: например, риск сбоев в алгоритме или киберриски, связанные с беспилотными автомобилями. При этом риски повреждения автомобиля или причинения вреда здоровью людей снизятся.

Многие страховщики уже реагируют на происходящие изменения. Так, компания AХА в Великобритании присоединилась к группам, которые при поддержке правительства изучают способы оптимального внедрения беспилотных технологий в жизнь.

Японские Mitsui Sumitomo и Tokio Marine разрабатывают новые типы страховых продуктов.

Однако страховой отрасли нужно решительнее реагировать на угрозы. Страховщики хорошо реагируют на изменения. Но автомобильные и технологические компании – это совсем другой класс конкурентов, и они своего не упустят.

Электромобили

Электромобили

Электромобили обычно позиционируются маркетологами как более экологически чистые и дешевые в эксплуатации по сравнению с обычными автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Однако у них есть и еще одно преимущество: из-за почти полного отсутствия движущихся частей (кроме колес, конечно) под капотом электромобиля практически нечему ломаться.

Для водителей это хорошая новость, в отличие от тысяч автосервисов, занимающихся обслуживанием и ремонтом дизельных и бензиновых автомобилей. Постпродажное обслуживание автомобилей не только создает множество рабочих мест, это еще и самый прибыльный сегмент автомобильной отрасли.

Норма прибыли в секторе продажи автомобилей очень низка. Но пока существуют машины с двигателями внутреннего сгорания, их ремонт будет оставаться для дилеров основной статьей дохода.

Двигатель внутреннего сгорания современного автомобиля содержит несколько тысяч движущихся частей, а в электромобиле Tesla их всего 18, указывают аналитики Credit Suisse.

Электромоторы практически не нуждаются в ремонте», – говорит Стив Нэш, генеральный директор британского Института автомобильной промышленности (IMI).

Подавляющее большинство электромобилей, которые будут продаваться в ближайшие годы – гибриды, оснащенные и двигателем, и аккумуляторной батареей, считают аналитики. Однако доля автомобилей только с электродвигателем на рынке растет, а их обслуживание требует от работников сервисов совершенно других навыков.

К 2025 г. концерн Volkswagen хочет довести долю электромобилей в своей продукции до 25%. Политики думают: если что-то выглядит, как автомобиль, то люди, ремонтирующие автомобили, смогут как-то приспособиться и отремонтировать и это тоже.

3D-принтеры

3D-принтеры

3D-печать сыграет ключевую роль в том, как изменятся дизайн и производство в мире.

Очень скоро бизнес осознает, что запчасти, оборудование и электронику выгоднее печатать самостоятельно на 3D-принтерах, взрывное распространение которых может разрушить целые цепочки поставок: компании смогут печатать большинство необходимых компонентов, а не заказывать их у поставщиков, зачастую зарубежных.

Bosch Rexroth, подразделение немецкой Bosch по производству передач и систем управления, прогнозирует, что в ближайшие 5–10 лет до 40% используемого ею производственного оборудования можно будет напечатать, а не покупать.

Производство запчастей для старых автомобилей или двигателей, прототипов новых продуктов или небольших партий промышленных изделий – 3D-печать может кардинально изменить ситуацию в этих сферах.

Bosch уже печатает компоненты для создания прототипов, производство которых ранее было невозможно или требовало слишком много времени. По словам Ховеля, разница в стоимости напечатанных компонентов оборудования и произведенных традиционным способом может достигать 60%.

В ноябре на выставке Electronica в Мюнхене израильский стартап Nano Dimension показал новые возможности 3D-печати. Разработанный компанией принтер Dragonfly может производить многослойные печатные платы, используемые в компьютерах и смартфонах. Их печать на 3D-принтере значительно ускорит исследования и разработку прототипов и позволит производителям электроники быстрее выводить на рынок новые товары.

Недавно HP продемонстрировала 3D-принтер, напечатавший сверхлегкое (весом около 110 г) звено цепи всего за 30 минут. Затем это звено было установлено на лебедку, с помощью которой подняли автомобиль.

Роботы-консультанты

Роботы-консультанты

В последние годы традиционным финансовым консультантам пришлось столкнуться с серьезным ужесточением регулирования, а теперь на их деятельность покушаются компьютеры.

В 2013 г. новые правила Управление финансовых услуг Великобритании (FCA) кардинально изменили бизнес-модель финансового консультирования: фондам запретили платить консультантам комиссии и повысили минимальные квалификационные требования к последним.

По подсчетам британской ассоциации финансовых консультантов, после введения новых норм из профессии ушли 13 500 человек.

Огромное количество инвесторов, внезапно лишившихся возможности позволить себе консультанта, обратились к новому явлению – роботам-консультантам, появившимся в 2012 г.

В 2015 г. FCA выяснило в ходе исследования, что две трети индивидуальных инвесторов покупают финансовые продукты, вообще не обращаясь за советом к профессионалам.

Роботы-консультанты – интернет-платформы, подбирающие инвестиционный портфель на основе ответов пользователя на вопросы онлайн-анкеты. Они предлагают дешевую альтернативу личному общению с консультантом клиентам, которым удобно инвестировать онлайн.

По оценкам Citigroup, в следующем десятилетии сумма активов под управлением роботов во всем мире может достигнуть $5 трлн.

Банки и управляющие активами и имуществом состоятельных клиентов уже оценили потенциал автоматизированного консультирования розничных клиентов и устремились в этот сектор, где еще недавно доминировали быстроразвивающиеся финансово-технологические компании.

Британские Barclays, Royal Bank of Scotland, Lloyds и Santander UK объявили, что развивают онлайн-платформы для инвестирования. Об этом же заявляли швейцарский UBS и управляющие активами Investec Wealth, Brewin Dolphin и Killik.

Другие крупные игроки предпочитают покупать стартапы. Управляющая компания Schroders купила за 12 млн фунтов долю в разработчике робота-консультанта Nutmeg, а Allianz Global Investors – долю в MoneyFarm.

В США автоматизированные сервисы управляют портфелями паев биржевых фондов (ETF), реинвестируют дивиденды и оптимизируют налогообложение доходов от инвестирования. Сервис Betterment, берущий комиссию 0,15–0,35%, сейчас управляет активами 210 тыс. клиентов на сумму $6,7 млрд.

Рост популярности пассивных фондов также будет способствовать распространению роботов-консультантов в ближайшие годы: роботы обычно советуют инвесторам пассивные портфели, а не активно управляемые фонды, где комиссии выше.

По данным Morningstar, с 2007 г. активы под управлением пассивных фондов по всему миру выросли на 230%, достигнув $6 трлн. У активно управляемых фондов этот показатель вырос примерно на 100% до $24 трлн.  

 

Источник: Фориншурер