20
Сб, апр

Страховщикам ОСАГО предложили самим определять вину водителей в мелких ДТП при урегулировании убытков

Поправки в закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев (ОСАГО), подготовленные Минфином РФ, предусматривают либерализацию порядка оформления ДТП в рамках «европротокола» при небольших ДТП, сообщил «Интерфаксу-АФИ» источник на рынке автострахования. Они представляются спорными автостраховщикам.

По словам источника, «поправки предусматривают возможность оформления небольших дорожных происшествий без вызова представителя ГИБДД даже в том случае, если участники аварии не пришли к согласию в определении виновника ДТП». До сих пор закон об ОСАГО требовал достижения такого соглашения. Одно из ключевых условий оформления убытка в ОСАГО по «европротоколу» основывалось на общем понимании обстоятельств дорожного происшествия и виновника ДТП.

Собеседник агентства добавил, что усилит такое нововведение в следующем году решение «ГИБДД не направлять сотрудников в места небольших ДТП для оформления происшествий». «Не исключено, что в 2017 году сотрудники дорожной полиции просто перестанут выезжать на место происшествия после принятия нового блока поправок по «европротоколу», - высказал предположение источник агентства.

Заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов считает, что «единодушие в определении виновника аварии не так важно для урегулирования небольших убытков в ОСАГО, как способность сторон единообразно описать в документах обстоятельства происшествия».

По его словам, «к примеру, в Екатеринбурге много лет водители не знают, что такое выезд представителей дорожной полиции на место при мелких авариях». «И ничего, ОСАГО работает», - сказал он.

И.Иванов напомнил, что пока эта поправки Минфина РФ только обсуждаются, согласование проекта не завершено.

Генеральный директор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров заявил агентству, что его «смущает перспектива определения виновника ДТП самим страховщиком ОСАГО в спорных ситуациях, поскольку это не его сфера ответственности».

«СК в этом случае предстоит решать спор, основываясь на противоречивых данных участников ДТП, заочно, как это возможно? Во всяком случае, в подобных ситуациях как минимум потребуется право страховщика ОСАГО на дополнительное время для разбирательства. Сегодня задержка с выплатой в ОСАГО страховой компании грозит штрафами и другими неприятностями со стороны регулятора», - уточнил Д.Маркаров.

Генеральный директор СК «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов назвал предложения платить без согласия сторон «странными». «Вообще-то по результатам происшествия выносится определение, кто из участников нарушил правила дорожного движения, вряд ли при наличии спора это уместно решать самому страховщику ОСАГО», - сказал он «Интерфаксу-АФИ».

«Здесь важно не запутаться», - заявил агентству исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Для выплаты по «европротоколу» в ОСАГО» не так важно определение виновника ДТП, как общее для участников понимание обстоятельств ДТП.

«Если же один водитель считает, что он сдавал назад, а другой уверен, что тот ехал вперед, страховщик видит разнобой обстоятельств дела, не видит картины, не может определить, кому положена выплата. Тогда спор должен решаться в суде. Если страховщик ОСАГО заплатит возмещение за водителя, который не признает своей вины и ответственности, у налоговой службы, вышедшей с проверкой в страховую компанию, возникнет вопрос, на каком основании заплачено возмещение?», - уточнил Е.Уфимцев.

Комментируя перспективу повсеместного невыезда к несогласным участникам небольших ДТП сотрудников полиции, Е.Уфимцев сказал, что устно такая тема обсуждается давно, однако каких-либо распоряжений ведомства, формализующих поведение сотрудников в подобных ситуациях, он не видел.

Как не путать пострадавших с мошенниками

Пока не ясна дальнейшая судьба законопроекта с изменениями в ОСАГО, касающимися «европротокола», сказал «Интерфаксу-АФИ» президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Он добавил, что Минфин РФ в законопроекте с изменениями в ОСАГО предложил увеличить с 50 тыс. до 100 тыс. рублей выплаты по небольшим ДТП без обязательного выезда на место происшествия сотрудников дорожной полиции. Пока законопроект не получил согласования Банка России и Минтранса РФ.

«Банк России со своей стороны считает преждевременным решение о двукратном увеличении лимита таких выплат. Опасаясь активизации страховых мошенников, РСА разделяет опасения регулятора», - сказал глава РСА. Он обратил внимание на то, что уже сегодня практически в 1,5-2 раза выше, чем в целом по РФ, доля выплат по «европротоколу» в самых проблемных с точки зрения наличия мошенников регионах - таких, как Волгоградская или Ростовская области. Там доля упрощенных выплат по «европротоколу» из-за мошенников достигает 40-60%, и это не радует страховщиков. Вместе с тем Банк России предложил вариант двухуровневых выплат по «европротоколу» как «шаг навстречу потребителям». В случае обнаружения скрытых повреждений у автомобиля после ДТП после получения выплаты по «европротоколу» автовладелец имеет право обратиться к страховщику за доплатой, предложил Центробанк. Такое нововведение в достаточной мере защитит потребителя и не спровоцирует мошенников. РСА разделяет такой подход Банка России», - сказал И.Юргенс.

Подобная позиция близка и генеральному директору СК «АльфаСтрахование». В.Скворцов оценил долю получателей выплат по «европротоколу», которым может потребоваться дополнительная выплата после выявления скрытых повреждений у автомобиля, на уровне 30% от общего числа всех выплат по «европротоколу».

Эксперт на рынке автострахования пояснил «Интерфаксу-АФИ» позицию Минтранса: ведомство пока также медлит с одобрением предложения Минфина РФ по расширению лимита выплат вдвое в рамках «европротокола».

«Минтранс РФ считает, что возмещения в пределах 50 тыс. рублей по ОСАГО должны выплачиваться на прежних условиях, выплаты в пределах 100 тыс. рублей можно проводить при наличии в автомобиле оборудования системы ЭРА «ГЛОНАСС», обеспечивающего некорректируемую фиксацию параметров ДТП. Противники этой идеи ссылаются на дороговизну оборудования, хотя и признают его пользу. Сторонники использования оборудования говорят о будущем падении цен на него при условии его массового внедрения по всей стране.

Как сообщалось ранее, система выплат по «европротоколу» в ОСАГО работает при наличии ряда условий, в том числе если в ДТП участвовали не более 2 транспортных средств, если нет пострадавших людей, а участники происшествия согласны относительно обстоятельств дорожного происшествия.

В четырех регионах РФ по закону такие выплаты при условии предоставления некорректируемых данных по аварии достигают 400 тыс. рублей. Речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и двух столичных областях.

 

Источник: finmarket.ru