19
Пт, апр

Предпринимательский кодекс: Общий анализ и возможные перспективы применения его на рынке страхования

«Второй эшелон»

Законотворческая деятельность в Казахстане в последние годы была направлена на принятие ряда нормативных правовых актов, сфе­ра деятельности которых направ­лена на регулирование отношений широком диапазоне, а именно речь идёт о кодексах. Именно кодексы составляют ту самую основу право­вого регулирования после Консти­туции, или, как можно их назвать, - законодательные акты «второго эшелона».

Вообще, по моим наблюдениям, в нашей стране принятие каких- либо кодексов в новой редакции обусловлено либо наличием отри­цательных предпосылок извне, к примеру мирового финансового кризиса, либо таких же предпосы­лок, но уже внутри страны. Живым примером в отношении «внешней причины» было принятие нового Налогового кодекса в 2007 году, который должен был создать условия для оздоровления эконо­мики, развития малого и среднего бизнеса и преодоления послед­ствий глобального экономического кризиса. Совокупность «внутренних причин», которые мы наблюдаем в последнее время, по своей значи­мости и возможным последствиям, наверно, можно уже приравнять к указанной выше «причине внеш­ней», если оценивать с точки зре­ния количества и качества вноси­мых изменений.

О каких же именно кодексах

идёт речь? Это, конечно, новые кодексы: «Об административных правонарушениях», Уголовный кодекс, Гражданский процессуаль­ный. Но во всей этой череде кодек­сов в новой редакции есть один кодекс, аналогов которому до его принятия не было и, соответствен­но, и новой редакции не могло быть, - это Предпринимательский кодекс. Проект этого кодекса ши­роко обсуждался общественностью в социальных сетях и на форумах, включая простых граждан и про­фессиональных юристов. Даже высказывалось мнение, что данный кодекс может полностью заменить Гражданский кодекс, однако этого не произошло.Попробуем вкратце сделать общий анализ Предприни­мательского

кодекса, рассмотреть его основные положения и пер­спективы применения на страховом рынке.

В чём же отличия и особен­ности кодексов?

При анализе любого законода­тельного акта, а кодексов в особен­ности, прежде всего необходимо установить, на регулирование каких общественных отношений он направлен. К примеру если брать для рассмотрения три кодекса: Уго­ловный, Об административных правонарушениях и Налоговый,то принцип регулирования, зало­женный в них, - это «властное подчинение одной стороны дру­гой». С учётом этого принципа и с применением другого - «равен­ство участников регулирования» можно определить другую группу кодексов: Гражданский, Трудовой, Кодекс о браке и семье и другие.

Есть группа специализирован­ных кодексов, положения которых направлены на регулирование очень специфичных отношений. При этом два вышеуказанных принципа в отношении их можно применять либо отчасти, либо они вообще не применимы - это Эко­логический, Водный кодекс. Есть также Бюджетный кодекс, который эти два принципа не учитывает как таковые в связи с регулированием положениями этого кодекса деяте­льности самого государства. Ука­занное разделение носит весьма условный характер, но применение его в этой статье, на мой взгляд, до­пустимо, так как с этой точки зрения мы начнём анализ Предпринима­тельского кодекса.

Объект нашего рассмотрения с применением упомянутых принци­пов также ставит его в ряд специ­фичных кодексов, и примером тому служат две его нормы, а именно:

- нормы его преамбулы: «На­стоящий кодекс ... регулирует общественные отношения, возни­кающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государ­ственным регулированием и под­держкой предпринимательства.»;

- и нормы статьи 2: «товарно- денежные и иные основанные на равенстве участников имуществен­ные отношения, а также связанные с имущественными личные неиму­щественные отношения регулирую­тся гражданским законодатель­ством Республики Казахстан».

Как видно, Предприниматель­ский кодекс, с одной стороны, должен регулировать взаимодей­ствие бизнеса с государством по развитию и укреплению бизнеса, в чём государство очень заинте­ресовано, и это понятно, с другой же стороны, такое взаимодействие вроде бы исключает возможность равенства между ними, учитывая отсылочную норму на гражданское законодательство.

Тем не менее из анализа этих двух норм кодекса можно сделать два определённых вывода:

- во-первых, Предпринима­тельский кодекс направлен на регулирование специфичных отно­шений по регламентации действий государства, направленных на раз­витие бизнеса в Казахстане,

- во-вторых, нормы статьи 2 только проводят грань между сфе­рами регулирования Гражданским кодексом и Предпринимательским кодексом. В любом случае принцип «равенства участников регулиро­вания» в Предпринимательском

кодексе частично присутствует, так как в противном случае о «взаимо­действии» субъектов предприни­мательства и государства речи быть не может.

Так в чём же отличие между Предпринимательским кодексом и Гражданским кодексом? Думаю, этот вопрос задавали себе многие, но однозначного ответа пока нет и практика одновременного приме­нения обоих кодексов в различных ситуациях расставит всё на свои места. Уже сейчас очевидно, что два кодекса имеют две разные со­вокупности норм и сферы их при­менения. При этом для страхового рынка важно понимать разницу между двумя кодексами в рамках их правоприменения на рынке страхования. И тут необходимо учитывать роль государства при использовании как одного, так и другого кодекса.

Итак, в случае Гражданского кодекса мы сталкиваемся с ролью государства в виде «нейтрали­тета с правом вмешательства» в отношения между равными по своим правам, а именно профес­сиональными участниками рынка страхования (страховщиками) и их клиентами (страхователями). При этом ни для кого не секрет, что такое вмешательство осуществляет отечественный финансовый регу­лятор и зачастую это происходит на стороне клиентов страховщиков. Позиция государства как наблюда­теля объясняется тем, что Глава 40 Гражданского кодекса регулирует только отношения в рамках догово­ра страхования, но никак не оп­ределяет роль государства в этих отношениях. А вот «право вмеша­тельства» активно используется государством для защиты прав

 


Источник: Журнал «Рынок Страхования»